Людям следует больше заботится о душе, чем о теле, ибо совершенство души исправляет недостатки тела, телесная же сила без рассудка нисколько не улучшает душу.
Демокрит
Детство - пора, когда закладывается фундамент человеческой души, формируется мировоззрение, интересы, жизненная позиция. Мы можем применять самые продвинутые педагогические методики, прилагать огромные усилия на воспитательном фронте, но (это неоспоримый факт) работает только то, что затрагивает душу, заставляет сопереживать, сострадать, понимать, действовать. Задача взрослого человека (родителя, педагога, наставника) пробудить лучшие душевные качества ребёнка, направить его в нужное русло на пути самореализации, раскрытия возможностей, которые даёт человеку жизнь. Эту работу осуществляет духовно-просветительский центр при МАОУ «СОШ № 40». Основная цель работы центра - духовно-нравственное воспитание школьников. В рамках работы центра организовано проведение семейного лектория с родителями школьников, радиолинеек и школьных мультимедийных передач; культурно-просветительский характер имеет работа кабинета православной культуры, библиотеки, экскурсионная и паломническая деятельность. Организация исследовательской работы обучающихся и участие их в творческих конкурсах, проектах и фестивалях направлена на формирование у школьников осознанного и ответственного отношения к жизни, понимание глубины ее духовного содержания. Темы семейных лекториев, возможно, не являются для родителей открытием чего-то нового, скорее они позволяют ещё раз сделать акцент на особо важных и болезненных моментах формирования детской личности, напомнить об ответственности каждого человека за «воспитание души». Радиолинейки оперативно, в доступной всему школьному коллективу форме освещают интересные моменты школьной жизни, исторические события, текущие новости, словом, помогают держать руку на пульсе времени. ТДК (телевизионный детский канал) стал незаменимым информатором детей и взрослых. Это самое популярное школьное средство массовой информации на сегодняшний день. Яркие информационные блоки, музыкальное сопровождение, оперативность подачи информации, мобильность - отвечают требованиям времени. Кабинет психолого-педагогической поддержки в своей работе охватывает почти все направления досуговой деятельности. Наиболее действенной и запоминающейся для школьников становится такая форма работы, как акция, представляющая собой организацию коллективных творческих дел. Школьные акции затрагивают самые разнообразные стороны жизни детей: «Через года помните», «Хорошее настроение каждой женщине», «День психологического здоровья», «День взаимопонимания », «Школа - территория свободная от курения». Работа библиотеки направлена на развитие у школьников потребности в получении знаний, способствующих духовному росту человека. В читальном зале детей ждут справочно-энциклопедические издания, большой выбор художественной литературы, книги по духовно-нравственному воспитанию, периодические издания, свободный доступ в Интернет. Яркие познавательные выставки привлекают внимание маленьких читателей и, надеемся, пробуждают интерес к чтению. В этом же направлении ориентированы и библиотечные уроки, литературные праздники, викторины, обзоры, работа литературного кружка «Алые паруса». Организация досуга в школе направлена на сохранение в ребенке лучших качеств личности, веры в жизнь, развитие творческого потенциала. Наиболее сильное воспитательное воздействие на формирующееся сознание ребенка оказывает его личная вовлеченность в настоящий творческий процесс, достижение успеха в своей деятельности, а также пример талантливого и преданного своему делу руководителя. Наилучшим образом этот тезис может проиллюстрировать работа детской киностудии «Золой кадр», существующей на базе МАОУ «СОШ №40» и объединяющей в своих рядах детей в возрасте 11-17 лет. Работа в студии не только учит детей осваивать современную видеотехнику, писать сценарии, создавать анимационные фильмы и выступать в роли актеров, она учит детей гуманному отношению к окружающему миру, содействует формированию у них активной жизненной позиции, помогает их гражданскому становлению. Можно много и красиво говорить о духовности, но слова, не подтверждённые делом, так и останутся словами. Цицерон сказал «Именно действие придаёт добродетели истинную ценность и достоинство». Душевный порыв, выраженный в творчестве ребенка - это надежда на то, что наши дети не ожесточатся в жизни и не потеряются в ее безграничности.